Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования эколого-оздоровительный центр «Утес»
Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
Утверждена на педагогическом совете № 1 от 25 сентября 2010 года |
УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ ДО ЭОЦ «Утёс» ________В.Г. Носырев «___»_________2010 года |
«СОТВОРЧЕСТВО»
авторская дополнительная общеобразовательная
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА
Автор:
Спицына Наталья Васильевна,
педагог-организатор
МБОУ ДО ЭОЦ «Утёс»
Адрес: 682817, Хабаровский край,
г. Советская Гавань, ул. Калинина,
д. 9, кв. 27, тел. 84213860237
E-mail: Spicinanata@mail.ru
г. Советская Гавань
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы – авторская дополнительная общеобразовательная комплексно-целевая программа по формированию экологического воспитательного пространства
- < > – Елена Васильевна Дыренко, заместитель директора по УВР МБОУ ДО ЭОЦ «Утёс»
Образовательное учреждение – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования эколого-оздоровительный центр «Утес» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
-
ФИО автора – Спицына Наталья Васильевна, педагог-организатор
-
Территория, на которой реализуется программа – Хабаровский край, Советско-Гаванский район
-
Целевая группа – учащиеся образовательных учреждений района с 6 до 17 лет
-
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творческой деятельности, формирование его субъективной позиции
-
Направленность программы – комплексно-целевая
-
Вид программы – авторская
-
Уровень усвоения программы – общекультурный
-
Способ освоения содержания программы – креативный
I. Пояснительная записка
Актуальность программы состоит в том, что сотворчество является оптимальной формой работы, при которой формируется у воспитанников экологическая культура, гражданственность, толерантность, социально-значимые качества личности, субъективная позиция, которые в учреждении реализуются по четырём направленностям. Эта форма даёт возможность каждому воспитаннику продуктивно реализовать творческий потенциал.
У учащихся формируются навыки сотрудничества с ровесниками и педагогами, отрабатываются навыки доброжелательных отношений, представления о жизни как о целостном явлении и проектируемом процессе. Усиливается профилактическая направленность проводимых мероприятий. Активизируется творческая деятельность в направлениях: «Я и природа», «Я – исследователь», «Я – фантазёр и мечтатель», «Я – лидер». Формы организации работы подбираются с учётом возрастных и гендерных особенностей детей, их интересов и возможностей. При этом учитываются интересы каждого ребёнка: поддерживается и поощряется детская инициатива, интересные идеи.
Укрепляется взаимодействие педагогов с семьёй по поддержке учащихся в сфере расширения их интересов.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творческой деятельности, формирование его субъективной позиции.
Задачи:
-
Реализовать полученные в процессе реализации образовательных программ знания в творческой деятельности воспитанников.
-
Создать условия в воспитательном пространстве для оптимальной самореализации ребенка иформирования социально значимых качеств личности.
-
Обеспечить продуктивное педагогическое сопровождение воспитательного процесса.
Программа ориентирована на следующие принципы:
-
учет возрастных особенностей;
- < >
индивидуализации;
-
результативности;
-
социализации.
Программа «Сотворчество» сформирована на основе опыта работы педагогического коллектива МБОУ ДО ЭОЦ «Утёс». Опыт работы по реализации комплексно-целевой программы использован при аттестации на высшую квалификационную категорию в 2011 году. В 2014 году программа «Сотворчество» участвовала в краевом конкурсе авторских программ. (Приложение № ).
Участники программы
Комплексно-целевая программа «Сотворчество» реализуется среди учащихся общеобразовательных учреждений, воспитанников учреждений дополнительного образования и воспитанников дошкольных образовательных учреждений Советско-Гаванского района в возрасте от 6 до 17 лет.
Программа «Сотворчество» реализуется в тесном сотрудничестве с педагогами МБОУ ДО ЭОЦ «Утёс», педагогами учреждений дополнительного образования района, педагогами общеобразовательных организаций, специалистами природоохранных организаций, культурных учреждений, правоохранительных органов и здравоохранения района, родительской общественностью.
Условия реализации программы
Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии нескольких факторов:
-
систематическое исследование мотиваций участников воспитательного процесса в плане выбора форм и методов проведения воспитательных мероприятий;
-
анализ сил, ускоряющих или замедляющих позитивные процессы воспитательной деятельности;
-
использование результатов мониторинга с целью оптимизации и корректировки воспитательного процесса;
-
разработка методического сопровождения процесса воспитания;
-
изучение и отбор новых педагогических технологий, корректировка уже существующих;
-
использование разнообразных форм реализации программы, активизирующих познавательные и творческиеспособности детей;
-
совместная деятельность педагогов, родительской общественности, учреждений различного типа с целью сотрудничества;
-
использование на договорной основе материально-технических средств других учреждений;
-
наличие материально-технической базы ЭОЦ «Утёс» и эффективное её использование – учебные кабинеты, досуговые помещения на микрорайоне, оснащённые телевизором, видеопроигрывателем, компьютером, мультимедийной установкой, магнитной и пластиковой досками, игровым и спортивным инвентарём, медиатекой;
-
интеграция программы с воспитательными программами образовательных учреждений, учреждений культуры, природоохранных организаций;
-
использование внебюджетных источников, спонсорских вложений.
Механизм реализации программы
Основной формой реализации данной программы являются массовые воспитательные мероприятия – муниципального, сетевого, локального (ЭОЦ) уровня. В процессе реализации комплексно-целевой программы отслеживается творческий потенциал воспитанников и педагогов.
Массовые мероприятия реализуются в следующих традиционных формах: акции, конкурсы, месячники, праздники, тематические недели и декады. (Приложение № 1)
При реализации программы используются следующие педагогические технологии - ИКТ, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая, проектная, технология социализации, проблемная, коллективно-творческое дело, педагогика сотрудничества, арт-педагогика, методики: диагностики, мониторинга, дифференцированного подхода, ролевого моделирования, групповой работы.
Данные технологии и методики применяются при методической разработке массовых мероприятий, при создании презентаций к занятиям и воспитательным мероприятиям, при работе в сетевом сообществе педагогов дополнительного образования Советско-Гаванского муниципального района, при организации каникулярного отдыха детей, реализации творческого потенциала учащихся, в проектной деятельности детей, при взаимодействии с социальной инфраструктурой района, при формировании единого детского коллектива в период проведения массовых мероприятий.
При организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками для создания комфортной воспитательной среды и продуктивной реализации творческого потенциала используются коммуникативные, познавательные, развлекательные игры; коллективно-творческие дела; акции, конференции, клубы выходного дня, тематические декады и недели, викторины, конкурсы и соревнования, дискуссии, тренинги, тестирование.
Сроки реализации программы – 2010 – 2015 годы
II. Содержание деятельности
Этапы реализации программы:
I этап – организационный
-
координация планов воспитательной работы объединений центра, других учреждений, участвующих в реализации программы; (Приложение № 2)
-
формирование банка методических разработок, положений о проведении мероприятий, методической литературы; (Приложение № 3)
-
ретрансляция информации о массовых мероприятиях в образовательные учреждения
II этап – основной
-
формирование мотивационных установок участников реализации программы на выполнение плана;
-
апробация и внедрение в работу методических рекомендаций, разработок;
-
разработка и проведение мастер-классов;
-
работа с методической литературой, использование Интернет-пространства;
-
формирование творческих отчетов по выполнению массовых мероприятий;
-
обмен опытом работы путем выступлений на педагогических советах, совещаниях, семинарах, конференциях;
III этап – аналитический
-
для отслеживания результативности реализации программы используется диагностика в системе мониторинга (Приложение № 4)
1 этап – организационный
Реализация программы на учебный год проходит по плану, составленному на основе планов воспитательной работы педагогов объединений Центра, плана работы педагога-организатора и планов работы социальных партнёров, участвующих в реализации программы.
При организации массовых воспитательных мероприятий различного уровня формируются временные детские группы, временные творческие группы из состава педагогов, родителей и других участников программы «Сотворчество».
На организационном этапе разрабатываются положения о проведении мероприятий, которые доводятся до сведения всех участников, создаются методические разработки, сценарии мероприятий. (Приложение № 5)
2 этап - основной
С целью формирования мотивационных установок вопросы о проведении мероприятий выносятся на обсуждение на совещаниях при директоре учреждения, рассматриваются на методическом совете Центра.
Приказом по учреждению закрепляются сроки проведения мероприятий, ответственные за проведение этапов, отслеживание результативности и стимулирующие моменты (награждение призами, дипломами, объявление благодарностей, доплаты из стимулирующего фонда педагогам). После проведения мероприятий проводится обмен мнениями и анализ проведения на методических советах и совещаниях при директоре. (Приложение № 6)
Творческие отчёты формируются после проведения традиционных массовых мероприятий для пополнения методической копилки Центра и для участия в конкурсах – краевые конкурсы творческих отчётов «Защитники природы», «Помоги зимующей птице», «День Земли».
3 этап – аналитический
С целью отслеживания результативности участия воспитанников и педагогов в воспитательных мероприятиях ежеквартально проводится диагностика и мониторинг.
Формируются таблицы по учебным четвертям и сводятся в годовую аналитическую таблицу результативности (Приложение № 7)
На основании диагностики проводится мониторинг по годам и оформляется статистический отчёт. Основанием для мониторинга являются следующие критерии: количество воспитанников, участвующих в массовых мероприятиях различного уровня, количество призёров, количество мероприятий, в которых приняли участие учащиеся объединения. Результаты являются основой для коррекции воспитательного процесса, для определения доплаты педагогам из стимулирующего фонда, для формирования портфолио учащихся.
III. Ожидаемые результаты
При реализации комплексно-целевой программы «Сотворчество» коллективом МБОУ ДО ЭОЦ «Утёс» и социальными партнёрами предполагаются ожидаемые результаты:
-
увеличение количества массовых мероприятий;
-
увеличение количества призёров конкурсов;
-
увеличение охвата учащихся в мероприятиях;
-
использование разнообразия методик и технологий воспитательной работы;
-
более широкое использование разнообразия форм воспитательной работы;
-
реализация творческого потенциала детей, подростков и педагогов Центра;
- адаптация в социуме учащихся.
Образ выпускника
ЛИТЕРАТУРА:
1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.
2. Быков А.Т., Любан Т.Н. Основные факторы и условия воспитания детей в Российской Федерации. – М., 2000. – 97 с.
3. Матина Г.В. Рекомендации по диагностике результатов воспитания. - Волгоград: Учитель. 2007. – 94 с.
4. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися /авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2011.-291 с.
5. Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей. Волгоград: Издательство «Учитель». 2008. – 207 с.
6. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей /авт.-сост. Л.В. Свешникова. – 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2012.- 89 с.
7. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авт.-сост. Ю.А. Голубева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.-206 с.
8. Уроки здоровья: программа, конспекты занятий /авт.-сост. Е.В. Езушина. – Волгоград: Учитель, 2009.-230 с.
9. Филиппенко Л.В. Отдыхаем – не скучаем: праздники и игровые программы. – Ярославль, 2007. – 315 с.
10. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып.2/авт.-сост. Е.М. Вавилина. - Волгоград: Учитель, 2008.-139 с.
11. Яковлева О.С. развитие самосознания старшеклассников: разработки интегрированных занятий. - Волгоград: Учитель, 2010.- 95 с.
12. CD – Организаторам внеклассной работы: творческая мастерская (дополнительное образование). – Волгоград: Учитель.